Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 97.26 106.08

Бабиновский тракт

«Бабиновский тракт»

Из рубрики: "А вы знали?"

Те, кто бывал в наших краях, наверняка слышали от экскурсоводов термин «Бабиновская дорога». Экскурсоводы чаще всего рассказывают, что в 1595 году по царскому указу «посадской человек из Соли Камской» Артемий Сафронович Бабинов и приданные ему 2 приказчика и 40 крестьян за необычайно короткий срок в 2 года построили дорогу, соединившую Соликамск и Верхотурье. Эту дорогу в народе и прозвали «Бабиновской». О том, что в конце 16 века, когда только-только начиналось освоение Урала русскими переселенцами, построить с нуля дорогу, не имея никакой строительной техники, кроме топора и лопаты, было невозможно, говорят редко. Но дорога действительно была и частично сохранилась до наших дней. В чём же дело?

Документы 16 и 17 веков, найденные в хранилищах РГАДА (Российского государственного архива древних актов) в начале 2010-х годов пролили свет на эту загадку. Из того, что удалось расшифровать в старинных бумагах, можно сделать вывод, что Артемий Бабинов через знакомого охотника узнал о существовании «потаённой вогульской тропы», по которой мансийские племена совершали сезонные миграции к богатым рыбой верховьям реки Туры. Бабинов прошёл по этой тропе и, оценив её состояние и ландшафт местности, задумал проложить по ней дорогу, «о чём и бил челом государю». Царь Фёдор Иоаннович оценил идею и выделил Бабинову людей из села Усолье Камское, двух целовальников (приказчиков), денег и издал указ «посадскому человеку Артемию сыну Бабинову строить сию дорогу за казённой кошт». Артемий Бабинов тут же приступил к делу и через 2 года отрапортовал царю Фёдору о завершении строительства, приложив к докладу подробный отчёт, в котором описывал сколько деревьев было срублено, сколько пней выкорчевано, сколько проложено гатей и построено мостов. Царь был доволен: дорога длиной в 263 версты связывала Соликамск с верховьями реки Туры, и открывала перспективы для освоения бескрайних просторов Сибири. Крайне набожный, но недалёкий умом государь не догадался, что как такового строительства не было: Бабинов просто расширил тропу, проложенную за десятки, а может и сотни лет вогулами, застелил гатью заболоченные низины и построил несколько мостов через местные речки

По приказу царя для охраны дороги «от татей, вогуличей и варнаков» были основаны 4 «караула» (маленькие деревянные крепости) с гарнизонами и город Верхотурье. Все «караулы» впоследствии превратились в крепкие сёла и, кроме одного, дожили до наших дней. Это посёлок Павда, село Караульное, село Кошай и собственно Верхотурье

Артемию Бабинову за выполненную работу царь Фёдор пожаловал соболью шапку, богатые земли на реке Яйве и назначил его пожизненным смотрителем дороги. Кроме того, царские милости распространились и на семейство Бабиновых, которое было освобождено от уплаты податей «до девятого колена»

Бабиновская дорога сохраняла своё исключительное значение более 100 лет, являясь основным торговым путём из Сибири и Юго-Восточной Азии в Московское государство. Затем, после снятия таможенных постов и застав, до конца 19 века служила купцам и переселенцам в качестве самого короткого пути из европейской части России в Сибирь. За это время её неоднократно расширяли и реконструировали. Частично дорога сохранилась и до наших дней: на некоторых участках по ней можно проехать на обычном автомобиле, чем и пользуются немногочисленные для этих мест туристы

Источник медиа: сборник «История Урала», портал «Внедорог»

25

Оставить сообщение: